Труба – от бронзового века до наших дней

Биографии звезд джаза . История джаза . Ноты джазовых стандартов . История музыкальных инструментов . джаз Миди . джаз MP3 . джаз Фотогалерея . Учебные пособия . Ссылки . джаз Форум . Контакт . Словарь джазовых терминов . главная


Труба – от бронзового века до наших дней

Придется, наверное, начать с клише: труба, несмотря на свою многовековую историю, инструмент очень молодой. Однако это действительно так! Труба – дитя технического прогресса, ее изготовление связано с обработкой металла и первые инструменты, которые можно называть трубой, появились приблизительно в 3600 году до нашей эры – в Бронзовом веке.

Известны египетские трубы времен правления фараона Тутанхамона (1500 год до нашей эры), римские трубы: лур, корну, литуус, букцина. Каждый виток прогресса неизменно отражался на качестве и форме изготовляемых труб. Менялась толщина листа металла, из которого делался инструмент, улучшалось качество пайки соединений, менялся и сам металл, из которого изготавливалась труба (бронза, серебро, медь). Естественно, имело место и многообразие форм инструмента. Главным оставалось одно – назначение трубы. Веками ее использовали в свитах правителей и как сигнальный инструмент в войсках.
Наконец, к началу XVII века, труба обрела иные качества и форму. Такой ее знали и для такой писали композиторы от Монтеверди и Перселла, до Мендельсона и Берлиоза. (Первые упоминания об инструментальных мастерах, таких как Шнитцер в Германии, относятся приблизительно к 1590 году.) На протяжении двух последующих веков форма трубы почти не будет меняться. Этот инструмент теперь мы называем натуральной трубой. Звуки на ней извлекаются передуванием и строятся по обертонам. Из-за большой длины инструмента нижняя (педальная) нота была расположена в большой октаве, и от восьмого обертона можно было использовать гаммообразные пассажи.
“Золотым веком” натуральной трубы был век XVII. Натуральная труба блистает в творчестве таких мастеров как Г. Перселл, А. Скарлатти, А. Вивальди, Г.Ф. Телеманн и достигает вершин в музыке Г.Ф. Генделя и И.С. Баха. Роль трубы в музыке того времени двояка. Во-первых, труба остается сигнальным инструментом и группа труб (как правило, три исполнителя) вместе с литаврами создают праздничное, призывное звучание. Во-вторых, композиторы используют верхний регистр солирующей трубы для подвижных фраз и юбиляций (например, в сонатах Г. Перселла и А. Корелли, концертах А. Вивальди, Г.Ф. Телеманна, Бранденбургском концерте № 2 И.С. Баха) и блестяще сочетают его с солирующим голосом (шесть арий А. Скарлатти, арии из кантат И.С. Баха и ораторий Г.Ф. Генделя). Труба вступает в соревнование с голосом на равных. Увы, такие соревнования были не всегда удачны для трубачей. Вспомним фильм “Кастрат Фаринелли” о знаменитом виртуозе-певце, где есть сцена на рыночной площади, когда Фаринелли вступает в соревнование с трубачом и побеждает его, оказываясь виртуозней.
История сохранила нам имена трубачей того времени. Это Джироламо Фантини, автор восьми сонат для трубы и “Modo per impare a sonare di tromba” – первой опубликованной школы игры на трубе, Д. Шор, И. Кларк, для которых исали Г. Перселл и Г.Ф. Гендель, а также Иоганн Готфрид Рейхе из Лейпцига – первый исполнитель музыки И.С. Баха. Конец XVIII века дает старт тем техническим изменениям, которые привели трубу к ее сегодняшнему виду и качеству. Исполнители нуждались в хроматическом инструменте, а композиторы стали использовать в своих сочинениях все более и более сложные сочетания тональностей. На первой хроматической трубе (сообщение о ней датируется 1793 годом) были установлены клапаны на манер флейтовых и кларнетовых. Хотя в дальнейшем эта новация не получила развития, так как при открытых клапанах труба проигрывала в звучании, клапанная труба увековечена в концертах И. Гайдна (1798) и И.Н. Гуммеля (1803), написанных по заказу венского трубача Антона Вейдингера (1766-1852). Эти концерты до сих пор являются самыми популярными в репертуаре трубачей. Эксперименты продолжались. Практический смысл их сводился к тому, чтобы с помощью каких-либо механизмов удлинять трубку инструмента, понижая, таким образом, ноты натурального звукоряда. Не стоит думать, что на время этих поисков натуральная труба сдала свои позиции. Хроматические инструменты пока проигрывали натуральным в качестве звучания и композиторам приходилось проявлять чудеса изобретательности, подгадывая побольше пауз для смены кронов или, как Г. Берлиоз и ранний Р. Вагнер, используя четыре натуральные трубы разных строев попарно.
Новая эра в истории трубы, да и всех остальных медных духовых инструментов, за исключением, пожалуй, тромбона, началась в 1815 году.Газета “Allgemeine musikalishe Zeitung” сообщает о “камермузыканте Генрихе Штольцеле из города Плесс в Южной Силезии, изготовившем прекрасную валторну, имеющую простой механизм, который позволяет исполнять хроматическую гамму в три октавы со всеми ненатуральными звуками, звучащими чисто и сильно <…> и снабженную двумя рычагами для правой руки”. Тридцативосьмилетний валторнист с успехом продемонстрировал эту валторну в 1817 году в Лейпциге, а еще через год перебрался в Берлин в королевский оркестр. В Берлине он сотрудничал с другим валторнистом, Фридрихом Блюмелем, и Прусский королевский патент на новый механизм в 1818 году они получили вдвоем.
Практически, до середины XIX века механизм Штольцеля был наиболее популярным у большинства инструментальных мастеров. В 1828 году мастер В. Шустер из Карлсруе начал снабжать свои инструменты механизмом собственной конструкции. Механизм имел вид коробочки, и под этим названием остался в истории.
Следует также отметить идеи мастеров Шоу, Сэмсона (Англия), Куффе (Франция), Сэтлера (Германия).
Венские клапаны (Vienna valve) прижились на сегодняшний день только на валторнах, и такие валторны являются обязательными для валторнистов Wiener Philarmoniker. В тридцатых годах Блюмель, вернувшийся из Силезии назад в Берлин, и другой берлинец, известный руководитель духовых оркестров Вильгельм Вепрехт параллельно работали над механизмом, который был назван роторным (rotor valve). Ротор – один из двух механизмов, использующихся на трубах до сегодняшнего дня.
Другим механизмом, понижающим натуральные звуки трубы, стал клапан под названием gros piston, запатентованный в 1839 году парижским мастером Перине. Это самый распространенный механизм, используемый на современной трубе. (Существовали также 2 разновидности этого механизма - с пружиной вверху, как на большинстве современных труб, и с пружиной внизу, которая сейчас используется в основном в трубах - пикколо. Прим. Админа)
История развития трубы неразрывно связана с другим ее ближайшим родственником – корнетом. В отличие от трубы, имеющей военное и придворное прошлое, корнет ведет свой род от охотничьих, почтовых и прочих сигнальных рожков. Между прочим, до сих пор многие виртуозы-корнетисты заявляют, что корнет это не мягко звучащая труба, а маленькая валторна.
Корнет звучал действительно мягче, был настроен выше трубы на октаву и больше подходил для бытового музицирования. Не стоит забывать о том, что профессиональных музыкантов в то время было немного, в основном музыка сопровождала быт и являлась либо увлечением, либо побочным заработком.
Вот на эти два инструмента – натуральную трубу и рожок – и стали устанавливать инструментальные мастера все вышеописанные механизмы.
К концу XIX века на базе мастерских известных мастеров сформировались фабрики, многие из которых выпускают прекрасные инструменты и по сей день. Среди них А. Сакс (бельгийский мастер, создавший семейство саксофонов, он перебрался во Францию в 1842 году и в данном случае интересен для нас как создатель семейства саксгорнов – прообраза инструментов современного духового оркестра), Ф. Бессон, Куэснон и А. Кортуа во Франции, А. Александер, Э. Круспэ и Й. Геккель в Германии, В. Махиллон в Англии, Ф. Холтон и Г. Конн в США – Трубы обычно изготавливались в строях C, D, Es, E, F. Корнеты – B и A (иногда, правда, встречаются и “редкие” кроны As и G). К концу XIX века из всего многообразия инструментов наиболее употребляемыми стали трубы B, C, Es contralto (см. септет К. Сен-Санса, партию III трубы у Н. Римского-Корсакова и А. Глазунова, партию IV трубы в “Весне Священной” И. Стравинского) корнеты B и С. Безусловно, трубы других строев изготавливались мастерами и использовались трубачами, но – эпизодически. Поэтому запись партий во многих строях, например, в музыке Р. Вагнера и Р. Штрауса была ориентирована скорее на удобство чтения при транспозиции (минимум знаков альтерации, запись в пределах нотоносца и т.д.), чем на смену инструментов в процессе исполнения. Событием в мире исполнителей было появление труб-пикколо в период с 1885 по 1905. Эти трубы часто упоминаются как “Баховские трубы” или “Генделевские модели”. Их появление связано с возросшим интересом к музыке XVII века, особенно И.С. Баха и Г.Ф. Генделя. В 1885 году Ф. Бессон изготовил трубу G с добавочными кронами F и E. В Германии в это же время появились трубы D, в 1894 году Александер изготовил трубу F для Второго Бранденбургского концерта И.С. Баха, а чуть позже В. Махиллон сделал трубу пикколо B для концертов Брюссельской консерватории сезона 1905 года.
14 сентября 1914 года, в Нью-Йоркском порту с борта парохода “Лузитания” сошел молодой человек. Багаж его составлял маленький чемодан с вещами и корнет фирмы “Besson”. В кармане у молодого человека было пять долларов. Звали его – Винцент Шротенбах. Он был австрийцем, родом из маленького городка под Веной. К своим двадцати четырем годам Винцене Шротенбах успел получить инженерное образование в Mashinenbaushule в Вене и отслужить во флоте Австро-Венгрии. С 14 лет он играл на корнете и брал уроки у известнейших трубачей Вены – Г. Штельвагена и Ф. Вернера. Выступал он и в качестве солиста-корнетиста и даже гастролировал в Германии и Англии. Музыкальные успехи и интерес к искусству взяли верх над ежедневным трудом инженера-механика на заводе подъемников в Вене. Шротенбах решил попытать счастья в Новом Свете. Прибыв в Нью-Йорк, герр Шротенбах сделал две важные вещи: снял дешевую квартиру в Манхеттене на 85-й Западной улице и укоротил свое имя на американский манер, навсегда став Винцентом Бахом.
Исполнительская карьера Баха-трубача складывалась удачно. В 1915 году он был принят солистом в Бостонский симфонический оркестр. Позже Бах вернулся в Нью-Йорк и работал солистом в оркестре Дягилевского балета, выступавшего в Метрополитен-Опера. Кроме того, он подписал контракт со звукозаписывающей фирмой знаменитого изобретателя Т.А. Эдисона на запись двух корнетовых соло. В это время Бах играл на инструментах фирмы “Holton”. Большинство трубачей и корнетистов Америки пользовались в то время немецкими мундштуками мастера Шмидта, также они были популярны и в России. Бах не был исключением. Поиски “идеального” мундштука присущи всем исполнителям-духовикам.
У Винцента Баха было огромное преимущество перед коллегами: он умел делать мундштуки сам. В задней комнате маленького музыкального магазина он оборудовал мастерскую, где сделал свои первые мундштуки (1919-1922). Коллеги высоко оценили его работу, и вскоре Бах, оставив работу в театре, начал производство мундштуков. Он разработал огромное количество моделей разных размеров и различного назначения. Вскоре к трубным мундштукам добавились мундштуки для всех медных духовых инструментов. С 1924 года Бах начал производить трубы, корнеты, а позже и тромбоны. Результаты были таковы, что музыканты ведущих американских оркестров, таких как Филадельфийский, Бостонский, Чикагский и Нью-Йоркский, а также больших духовых оркестров, стали играть только на “Баховских” мундштуках и инструментах.
Почему в рамках этой статьи столь подробно описывается биография Винцента Баха? Диззи Гиллеспи в свое время сказал: “Ни один из джазовых трубачей любого стиля и направления не сыграл и двух тактов, не отдав дань Луи Армстронгу”. Перефразируя его, можно сказать, что ни одна труба ХХ века не сделана без учета технологии и дизайна, разработанного Бахом. Он учитывал все достижения инструментальных мастеров прошлого, ориентировался на популярные модели, бывшие в ходу в то время, анализировал лабораторными методами сплавы, из которых были сделаны раструбы ведущих фирм. Его первые инструменты были, скорее, модификациями моделей других производителей (особенно труб и корнетов “Besson”), но кропотливая техническая работа и акустические изыскания к тридцатым годам сделали Винцента Баха ведущим производителем медных духовых инструментов.
Вот особенности Баховских труб, черты которых мы можем теперь наблюдать у ведущих мировых производителей труб. (Из материалов фирмы Selmer США)


A. Конфигурация мундштука
B. Восьмигранник на переходнике мундштучной трубки
C. Крюк для подстройки нот, исполняющихся с помощью первого крона (никелировка)
D. Стаканы голосовой машинки, сделанные из одного куска
E. Нижние винты голосовой машинки (форма, вес, никелировка)
F. Верхние винты голосовой машинки и кнопки
G. Крюк для мизинца на мундштучной трубке
H. Кольцо для подстройки нот, исполняющихся с помощью третьего крона
I. Фиксатор третьего крона (бывает в виде винта или штанги с контргайками)
J. Крепление между раструбом и первым кроном
K. L. Сливной клапан и головка винта (никелировка)
M. Крепление основного крона
N. Крепления между мундштучной трубкой и раструбом. ( Бах предельно внимательно относился к местоположению всех креплений, т.к. они влияют на звучание инструмента)
Безусловно, успех Баха не остановил работу других производителей инструментов, шло время, появлялись новые инструментальные мастера, а уже известные производители работали над новыми моделями и улучшали качество инструментов.
Вообще, может сложиться впечатление, что Винцент Бах заполонил американский рынок. Однако, это совсем не так. Его инструменты стали популярны среди музыкантов симфонических оркестров, а это меньшая часть всех исполнителей на медных духовых инструментах. В 30-50 годах ХХ века наибольшая активность любительского музицирования приходилась на духовые, танцевальные и джазовые оркестры. Такие оркестры были в каждой школе, колледже, университете, при городских муниципалитетах, профессиональных союзах, в армии. (Даже в исправительных заведениях: вспомним, что Луис Армстронг начал играть на альтгорне, а позже на корнете именно в исправительном заведении для малолетних). Для этой категории исполнителей на рынке находились недорогие инструменты, аккуратно собранные, достаточно удобные для хорошего интонирования, но не такие качественные, за счет более дешевого сплава металлов, используемых для раструба. Сам раструб производился из двух кусков (это также удешевляло производство), инструмент никелировали, а не покрывали серебром и т.д. Наибольшее количество таких инструментов производили большие фирмы King, Holton и Conn.Фирма Карла Фишера в Нью-Йорке, крупнейший продавец инструментов и нот в Новом Свете, импортировала из Европы инструменты Besson, Bossey& Hawks и Courtois.
Фирмы «Кинг» и «Конн», были основаны в XIX веке и продолжают по сей день выпускать прекрасную продукцию. В 1893 году Х.Н.Уайт начал выпускать инструменты в содружестве с известным тромбонистом Т.Кингом (Отсюда название). А имя фирме «Конн» дал полковник Чарльз Джеральд Конн, начавший производство инструментов в 1875 году. Уже тогда сложилась концепция производства инструментов для различных нужд, разного качества и разной цены, концепция, которой придерживаются все крупные производители по сегодняшний день. Лучшие инструменты «Кинг» были трубы и корнеты King Super 20, на которых играли Гарри Джеймс, В.Б.Давидсон, Дональд Берд., а для студентов была произведена модель Superior. Знаменитые модели «Конн»- Major и Connstelation,были хорошо известны в России в 50-60 годы.
Франк Холтон, бывший тромбонист оркестра Ф.Сузы, в 1898 году открыл мастерскую по ремонту инструментов в Чикаго, а в 1900 Франк Холтон Компани уже выпускала трубы, корнеты и тромбоны высокого качества. ( В.Бах выбрал их). В 1939 году Э.Бенч, трубач, игравший в оркестрах Детройта и Чикаго открыл мастерскую по производству труб. Его знаменитые модели 3Х и 90В очень высоко котируются оркестровыми музыкантами и солистами. Много лет на трубе Бенч играл Т.А.Докшицер. С этого же 1939 года ведет свою историю компания Getzen впоследствии ставшая крупнейшим поставщиком недорогих и качественных инструментов. Фирма Martin была основана в 1891 году, но известной она стала лишь в середине ХХ века благодаря модели Committee, на которой играли ведущие трубачи бибопа и кула, такие, как Диззи Гиллеспи, Майлз Дэвис, Чет Бэйкер. И сейчас эти трубы очень популярны среди джазовых музыкантов.
Таким образом к середине ХХ века в США сложился тип современной помповой трубы: пропорции раструба, размер мензуры голосовой машинки (11.66-11.73 и более мм), коническая мундштучная трубка. Такая труба звучала ярко, объемно, на ней удобно было исполнять интервалы легато.
В Европе первой половины ХХ века, разрушенной двумя войнами и переделом политической карты трудно было наладить новое производство. Устояли, в основном, крупные фирмы со сложившейся репутацией. Это Alexander вМайнце (классический производитель валторн, но и трубы и корнеты он выпускал хорошие), Kruspe в Эрфурте (также более славный валторнами), «Геккель» в Дрездене. Большинству Геккель известен фаготами, однако, немецкие роторные трубы делятся по расположению кронов в голосовой машинке на “Heckell model” и “Alexander model”. Надо вспомнить музыкального фабриканта К.Ю.Циммермана, выпускавшего рояли, струнные и духовые инструменты. На его производстве работали прекрасные мастера, делавшие очень хорошие инструменты. Филиал фабрики Циммермана был открыт и в Петербурге (теперь ленинградский завод духовых инструментов). После революции 1917 года в России эта фабрика, переименованная в «Пятилетие Октября» еще лет пятнадцать выпускала изумительные инструменты: пока были живы старые мастера, сохранилось циммермановское оборудование и сырье.
Много было и маленьких мастерских, вручную производивших небольшое количество инструментов. Исторически областью, где процветало такое производство, была Саксония. Особенно местечки Маркнёкирхен и Клигенталь. Первое упоминание о производстве духовых инструментов здесь датируется 1755 годом. Совсем недалеко от этих мест, но на территории нынешней Чехии расположен город Краслице (на немецкий манер - Граслиц), также связанный с производством духовых. Здесь находилась фабрика «Червени и сын». Другим очень известным мастером был Й.Лидл в Брно. В 1922 году в Мюнхене открыл мастерскую молодой Й.Монке. Все описываемые выше фабрики и мастера выпускали, в основном, роторные инструменты, которые до сих пор являются основными используемыми инструментами в Германии и Австрии. Для роторных труб характерно более компактное звучание, они лучше сливаются с деревянными духовыми в оркестровом tutti, атака звука более устойчивая. Обычно роторные трубы имеют более широкий раструб, а мензура голосовой машинки уже помповой: 11.00-11.5 мм. Конечно, выпускались и помповые трубы, но на них спрос был меньше. Они назывались “Jazz Trompette” и соответственно использовались. В это же время во Франции и Англии царили помповые инструменты. Английские инструменты были похожи на американские, о которых мы говорили выше. Наиболее известными из производителей были «Бессон»(Лондон) и «Бусси и Хукс». В то же время были известны более 120 маленьких мастерских, таких как «Дистин», «Рэндал Картэ». Типично английскими составами были Brass Bands, духовые оркестры, состоявшие только из медных и ударных инструментов. (Например Black Dyke Band, основанный в 1855 году и с успехом выступающий по сей день.) В связи с этим, больше востребованы были не трубы, а корнеты в строях B и Es. Однако, трубная традиция была также очень сильна, о чем свидетельствует музыка Г.Холста и Э.Эльгара.
Франция, практически весь ХХ век была законодательницей трубной моды. Французская манера игры, яркая, с сильным вибрато и виртуозная остается и по сей день привлекательной. От М.Франкена и Сабариша до Г.Туврона, Э.Обье и Б.Сустро-лучших учеников М.Андре мы слышим характерные черты французской традиции. И в Америке начала века французы Ж.Магер, Р.Вуазен и другие, составили достойную конкуренцию выходцам из Германии и еврейских местечек Российской Империи. Французские трубы первой половины ХХ века были узкомензурными и, чаще всего, в строе С, дававшими легкий, ясный, с высокими обертонами звук. Наиболее известными французскими фирмами того времени являлись «Кортуа», H.Selmer «Мариго-Страссер», «Куэснон».
В шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия многие музыкальные фирмы Америки и Европы объединились, для совместного ведения бизнеса. Название брэнда, характерные черты моделей оставались, но фирма превращалась в отдел ( division) более крупной компании. Так, в 1961 году В. Бах продал фирме Selmer, USA (H.&A.Selmer) свою фабрику, которая переехала из местечка Маунт Вернон, штат Нью Йорк на север, в Элхарт , штат Индиана, где находились заводы Selmer. Бах продолжал патронировать производство в качестве члена совета директоров и технического консультанта. Конн, Бенч и Кинг были объединены в UMI (United Musical Instruments). Фирма Лебланк прибрела Холтон и Мартин. Такая интеграция принесла пользу. Продукция фирм оставалась самостоятельной, но общая стратегия развития и продвижения на рынке, управление, финансирование давало определенную защиту в случае экономических трудностей. Многие фирмы улучшили свою репутацию и занялись разработкой новых моделей. Из фирм-одиночек, оставшихся на рынке надо назвать Гетцен и Шилке.
Ренольд Шилке был великолепным трубачом и много лет работал в Чикагском симфоническом оркестре, основал Чикаго Брасс квинтет. Как и В.Бах он, заинтересовавшись производством, оставил карьеру трубача и основал фирму выпускающую первоклассные инструменты и мундштуки, причем, не оглядываясь на традицию Баха, Р.Шилке разработал свой, абсолютно новый, спектр мундштуков.(четыре параметра полей и чашки вместо традиционных двух). Пользуются успехом инструменты мастера З.Канстула и Д.Калле.
В Европе в это время произошло слияние Бусси и Хукс с Бессоном, среди небольших мастерских Англии интересные инструменты начинает изготавливать фирма Смит и Воткинс, по прежнему великолепные инструменты выпускает Сельмер(Франция) и Кортуа. В Германии работают многочисленные мастерские ,из которых лидируют, мастера Й.Монке, братья Тайн (ФРГ) и Й.Шерцер, М.Петер и Ф.Зире (ГДР). Завод B&S в Марнёкирхене выпускает очень неплохие инструменты для учащихся и самодеятельности. В Чехословакии работает похожий завод в Краслице – Amati.

Но на мировом рынке возникает новая сила, уверенно завоевывающая позиции. Это японская фирма Ямаха, а впоследствии и китайская (Тайвань) фирма Юпитер. «Ямаха выпускает за месяц больше труб, чем я за всю жизнь»,- пошутил однажды В.Бах. С 1887 года Ямаха успешно развивается в самых разнообразных сферах: это металлургия, производство мотоциклов, индустриальное роботостроение, компъютеры и прочее. С 1966 года началась история музыкального division Ямахи. Великолепные рояли и духовые инструменты вывели эту фирму в число самых ведущих фирм мира. (Кстати, производство труб и мундштуков консультировал Р.Шилке). Очередная иллюстрация «японского чуда», Ямаха быстро завоевала международный рынок и встала в один ряд с лидерами в производстве медных духовых. Инструменты этой фирмы сделаны необыкновенно аккуратно и качественно. Инструменты тайванского Юпитера не претендуют на оригинальность, в основном они являются копией с популярных моделей Ямахи, только еще дешевле. Кроме, пожалуй, «карманных труб» (pocket trumpet). Трубы эти, будучи размером чуть более ладони, позволяют извлечь полный диапазон трубы «В» и незаменимы для уличного музицирования, занятий в условиях путешествия и похожих ситуациях, не говоря уже о цирковых эксцентриках. Штаб-квартира Юпитера находится в Остине, Техас. Ну, а на Тайване дешевле рабочие руки. В объединенной Германии Г.Мейнл объединил наиболее известные мастерские Маркнёкирхена (в том числе и Й.Шерцера) и завод B&S, который наладил производство очень хороших труб в Vogtlandishe Musikinstrumentalfabrik GmbH(VMI). Томоми Като, японский мастер, владелец люксембургской мастерской Brass Sound Creation по приглашению чешской Amati возглавил и сделал конкурентоспособной эту фирму. Неожиданно выдвинулась испанская Stomvi из Валенсии. Создан division Гетцена – Эдвардс, где молодой трубач и дизайнер Э.Науманн предложил очень интересную идею персональной сборки инструмента из нескольких вариантов раструба, голосовой машинки и мундштучной трубки, крепящихся на четырех винтах.
Все выпускаемые крупными предприятиями инструменты очень четко ориентируются на покупателя и делятся на три категории: ученические, профессиональные и высококлассные (custom) модели. Мастерские, безусловно, делают только дорогие инструменты, в основном, на заказ. Большая доля производства приходится на ученические модели, потребителями которых являются школьники и музыканты-любители. Профессиональные модели – своеобразный «средний класс» инструментов. Они отвечают запросам студентов ВУЗов, профессионалов, не считающих нужным (или возможным) вкладывать много денег в покупку инструмента. И custom модели – вершина качества предлагаемой продукции. Характерной чертой стало сотрудничество с известными музыкантами, по запросам которых изготовляется инструмент. Затем модели присваивается имя исполнителя. Так, модели Холтон ST 550, ST 306,307,308 носят имя Майнарда Фергюсона, Лебланк T 357 – Артуро Сандоваля, Ямаха Xeno – Бобби Шу. Французский Сельмер ранее был связан с именем Мориса Андре, который теперь играет на трубах Стомви. Рекламная надпись под портретом Мастера гласит: «Стомви- Мой новый звук!». Новые инструменты Сельмера произведены в сотрудничестве с Ги Тувроном. Это модели Chorus, 900TT, ERA II. (рис.16) Лицо Кортуа - Сергей Накоряков и его необыкновенно удачное использование 4-х клапанного флюгельгорна. (рис.17) Трубы Challenger II фирмы B&S получились великолепными благодаря сотрудничеству с Терри Каенсом и Йоко Харьяне. (рис.18) Безусловно, имеет место не только творческое сотрудничество но и взаимовыгода от рекламы. Но возможность ведущих музыкантов воплотить свои технические запросы и воплотить собственную концепцию звука с помощью прекрасных мастеров, а всех желающих «примерить на себя» такой инструмент, весьма заманчива.

Если мы заговорили о рекламе, нельзя обойти вниманием и моду. Мода бывает не только на одежду или автомобиль, но и на фирму или модель инструмента, но, например, на звук. Т.А.Докшицер описывал звук современного ему трубача так: «…у него был красивый, яркий с «серебрянной крошкой» звук…»; слушать вибрато духовиков начала ХХ века, по меньшей мере, забавно. Сейчас в моде темный, плотный и устойчивый звук. Почему? Мода существует без ответа на этот вопрос, но могу предположить, что звук с такими характеристиками лучше звучит в современных залах, сливается с другими инструментами и удобен для звукозаписи. А очень многое в развитии современного музыкального искусства зависит от звукозаписи. Идя навстречу сегодняшней моде ведущие фирмы-изготовители труб разработали новые профили и сплавы раструбов, мундштучных трубок, предложили пользоваться более массивными мундштуками и утяжелили нижние гайки пистонов. У Баха это раструб моделей 43 и 72(стандарт- 37), мундштучная трубка 25-О и 25 R (O-open, более широкое открытое звучание, R-реверсивная, когда коническая трубка доходит до изгиба основного крона, а соеденительная трубка надевается снаружи) на трубе «В».На трубе «С», самой часто используемой сегодня в симфоническом оркестре вместо стандартного раструба 239 предлагается раструб 229, более широкий. Самая популярная мундштучная трубка - 25 Н. Все опционные трубки, предлагаемые Бахом, созданы в сотрудничестве с солистами ведущих американских оркестров 60-70 годов А.Херсетом, Чикаго (25Н), Б.Адельстайном (25А), Ч.Шлюттером (25S). Раструбы предлагаются трех типов: стандартные, Gold brass ( у нас этот сплав называют томпак- в нем больше меди),звук более мягкий и теплый и Sterling silver – чистое серебро, дающее тяжелое темное звучание. Диаметр трубок голосовой машинки также варьируется между ML (medium large) – 11.66 mm и L ( large) – 11.73 mm. Все это опции, изготовляемые на заказ. Одна из реклам Баха гласит: «Бах- 59 путей иметь прекрасный инструмент» B&S предлагает тот же спектр опций, добавляя мундштучную трубку чистого серебра. Ямаха также предлагает раструбы gold brass, но кроме этого можно купить трубу с раструбом heavy wall, т.е. из более толстого металла, что также делает звук более устойчивым. Шилке более консервативен. Большинство его инструментов продолжает звучать светло и ярко. Лидеры его продукции – трубы высоких строев. Пикколо P5-4, труба Es/D – E3-L, и входящая в моду четрехклапанная труба Es – E3-L4.Эта труба, настроенная на кварту выше обычной трубы В, имеет четвертый клапан, своеобразный «квартвентиль», позволяющий извлекать все нижние ноты диапазона трубы В. Самыми распространенными роторными трубами являются инструменты кельнского мастера Йозефа Монке. После смерти мастера фирма перешла к его дочери, а технической стороной занимается мастер и менеджер(кому-то надо этим заниматься в фирме из семи человек!) Стефан Крахфорст. Трубы В и С выпускаются трех диаметров голосовой машинки М(medium) – 11.00, ML (medium large) – 11.25, L(large) – 11.4. Приведу слова Уве Кляйндинста, солиста оркестра Мюнхенской Оперы. «Труба Монке, на которой я играю – сильна, как меч Зигфрида, сияюща, как рассвет над ледником, храбра, как Заратустра и нежна как Кавалер Роз.» Другой выдающийся немецкий мастер - Йоганес Шерцер из Маркнекирхена. Известностью пользуются его трубы 8219(В) и 8217 (С), но всемирную славу ему принесла труба пикколо (модель 8111), одна из самых лучших и востребованных в мире.
Среди профессиональных трубачей стало популярно (что вполне оправдано) «доводить» инструмент у мастеров, припаивая другие мундштучные трубки , меняя раструбы и мелкие детали. Что же, тюнинг для нас уже не новое слово(или опять капризы моды?). Наибольшей известностью пользуются мастера Боб Малон в США и Рене Спада в Швейцарии. Также популярны мундштучные трубки К.Блакборна и Д.Найома. Одним из таких мастеров был Дэйв Монетт, начинавший работать в городе Салем, Орегон в 1978году. Трубач, он увлекался йогой и карате, восточной филисофией. В 1983 году Монетт сделал свои первые инструменты, которые были приобретены ведущими музыкантами, такими как А.Херсет, Ч.Шлюттер, В.Марсалис. Он же разработал серию мундштуков, ставшую сразу очень популярной. Эти мундштуки прекрасно сочетаются с инструментами любых фирм, в то время как при игре на трубах Монетт пользоваться мундштуками других фирм не рекомендуется. В 1985 году Монетт переехал в Чикаго, где совмещал производство мундштуков и труб с преподаванием йоги. Трубы изготавливаются только на заказ с учетом физических данных и жанра, в котором работает музыкант. Все инструменты широкомензурные, с большими раструбами и весят больше обычных труб. Удивительно легкое звукоизвлечение, безукоризненная интонация (без особых усилий со стороны исполнителя), полный широкий звук во всех регистрах характерен для всех инструментов Монетта. Самая легкая из них- модель 2000LT предназначена для джазовых музыкантов, особенно для lead players биг бэндов(«туттистов», как зовут их у нас). Наиболее популярные трубы Монетт – модели 149XL(В) и 61X(С), а также 993 (В и С). В 1990 году появилась новая модель – Айна II, в которой впервые использовались ребра жесткости на изгибе раструба и основного крона, придающие еще большую устойчивость и темноту звуку. При всем удобстве такого инструмента, использовать его в группе, где все играют на трубах разных фирм оказалось невозможно: была слышна разница тембров. На инструментах Монетт играет группа труб Бостонского оркестра и Стокгольмского оркестра, музыканты оркестра В.Марсалиса и другие. Следующая модель снова революционная. Так как инструменты Монетт делает на заказ, для конкретного исполнителя, появилась Раджа – первая труба с мундштучной трубкой, объединенной с мундштуком. Кроме того, под обод раструба была закатана некая «верхняя дека». Все эти находки увеличивали эффект монеттовского понимания трубы: удобство звукоизвлечения, интонирования, широкие динамические возможности. В 1989 году появляется на свет новый инструмент, неизвестный ранее – Flumpet. Это гибрид трубы и флюгельгорна, сделанный для знаменитого Арта Фармера. Услышать флюмпет можно в его поздних записях, на дисках Марка Ишхама – трубача и кинокомпозитора и даже в соло рожка в 3 симфонии Г.Малера, записанной Бостонским оркестром (солист Ч.Шлюттер) (рис.27) Перейдя грань между ремеслом и искусством Дэйв Монетт стал выпускать именные декорированные инструменты в содружестве с ювелирами Т.Дином и Р.Тарбером и гравером Дж.Верриденом. (рис.28)Увы, для нас, инструменты Монетт и ценятся как ювелирные изделия, от 5400$ за модель 2000LT до 22000$ за модель RAJA SAMADHI. Давайте вместе порадуемся за коллег, которым по карману такие инструменты! По уровню революционных преобразований в моделировании и изготовлении труб, Д.Монетта смело можно назвать В.Бахом своего времени и грядущие историки трубы , думается, посвятят ему немало исследований. Идеи Монетта были замечены и подхвачены. Э.Науманн и фирма Эдвардс предложили модель Generation X, Кортуа – модели Evolution I и Evolution II, английский мастер Тэйлор – модели Chicago и London.Немецкая фирма Galileo – модель Jooleo. По счастью, цены на эти инструменты совместимы с нашим пониманием здравого смысла.
Рассмотреть все фирмы – производители труб в рамках одной статьи невозможно, поэтому за скобками остаются бразильская фирма Weril, японская ХО ( division гиганта Kawai), многие европейские мастера. Упомяну только австрийца Лейхтнера, швейцарца Эггера, немца Баумана.
Прогресс не стоит на месте, глаза разбегаются от обилия предложений и рекламы. Безусловно, выбор инструмента, используемого в той или иной ситуации, музыкальном жанре или с учетом общего звучания, чрезвычайно важен. Недаром в спорте рекорды и производство одежды и оборудования идут рука об руку. Но, как говаривал Я.М.Штейман, легендарный бас-тромбонист оркестра Большого театра в 20-40 годы ушедшего века: «Крахмальные манишки сами не играют». Инструмент – лишь усилитель вашего голоса, рупор ваших идей и исполнитель вашей воли. Человек играет на трубе!

А. Иков. "Труба – от Бронзового века до наших дней"
(из журнала "Музыкальные инструменты", №№1, 2, 2004г.)


Биографии звезд джаза . История джаза . Ноты джазовых стандартов . История музыкальных инструментов . джаз Миди . джаз MP3 . джаз Фотогалерея . Учебные пособия . Ссылки . джаз Форум . Контакт . Словарь джазовых терминов . главная