Ладовый джаз

Биографии звезд джаза . История джаза . Ноты джазовых стандартов . История музыкальных инструментов . джаз Миди . джаз MP3 . джаз Фотогалерея . Учебные пособия . Ссылки . джаз Форум . Контакт . Словарь джазовых терминов . главная

Отдельные направления: Майлс Дэвис и другие

Ладовый джаз

 

Как и другие основополагающие фигуры джаза, саксофонист Джон Колтрейн не тождественен какому-либо стилю. Многие знатоки и музыканты делят джаз на крупные эпохи до Колтрейна и постколтрейновскую музыку. Кульминации колтрейновского таланта предшествовали долгие годы накопления опыта, проведенные сайдменом в оркестрах Диззи Гиллеспи, Джонни Ходжеса, Эрла Бостика (Earl Bostic). Главные фигуры, сформировавшие музыканта - это Телониус Монк, с его парадоксальным мышлением и необычными приемами звукоизвлечения, и, разумеется, Майлс Дэйвис с концепцией ладового подхода. Колтрейну удалось создать гениальный сплав из всех этих влияний, вылившийся в музыку необычайной жизненной силы, эмоциональности, яростной страстности, неподдельного реализма. Холодный, рассудительный, сдержанный Дэйвис скуп на звуки, он тщательно выбирает одну-две ноты из целого ряда, отбрасывая остальные. Экспансивный, живой Колтрейн, наоборот, брызжет нотами, у него их такой избыток, что иногда он даже не успевает их выбросить все в положенном квадрате.
В дальнейшем в музыкальном отношении он по-прежнему следует ладовой концепции и тому, что критики образно называли "звуковыми пластами". Этот термин был выбран потому, что Джон использовал в своих пассажах не только 16-е и 32-е, но и ноты, которые просто не поддаются математическому выражению. Джон Колтрейн создал форму, в принципе, неограниченной во времени импровизации. При этом музыкант в течение весьма продолжительного времени не снижал выразительности и звуковой насыщенности. С особым вниманием следил он за развитием нового джаза. С кем только он не переиграл в следующий период, но оставшиеся пластинки регистрируют, по крайней мере, три случая, когда он кооперировался с ныне известными авангардистами: пианистом Сесилом Тейлором (Cecil Taylor), композитором Джорджем Расселом (George Russell) и трубачом Доном Черри (Don Cherry). В 1961 г. Колтрейн приглашает в свой квартет другого молодого авангардиста, ныне покойного Эрика Долфи (Eric Dolphy). С ним начинается новый период в творчестве Джона Колтрейна.
Но еще больше Колтрейна (как, впрочем, и многих других авангардистов) привлекает экзотическая музыки Востока. Здесь тоже страсть, здесь тоже экзотика, но и нечто новое: мистичность, восточная религиозность. Так начинается ориентальный период Колтрейна, который длится почти два года и результатом которого явились такие замечательные пластинки, как "Африка медь", "Колтрейн в Виллидж Вэнгард", "Колтрейн", "Впечатление" и др.
В последние годы он начал экспериментировать со звуком. Это было время, когда молодая талантливая молодежь принесла в джаз новые идеи, когда художник начал глубоко сознавать свою ответственность перед обществом. Арчи Шепп (Archie Shepp) и Альберт Айлер (Albert Ayler), Марион Браун (Marion Brown) и Фероу Сандерс (Paroah Sanders), Росуэлл Радд (Roswell Rudd) и Джон Чикай (John Tchicai) - вот инициаторы движения, названного "второй волной" джазовой революции. И не случайно все они - друзья и единомышленники Джона Колтрейна. Back


Биографии звезд джаза . История джаза . Ноты джазовых стандартов . История музыкальных инструментов . джаз Миди . джаз MP3 . джаз Фотогалерея . Учебные пособия . Ссылки . джаз Форум . Контакт . Словарь джазовых терминов . главная