История джаза. Блюз, blues
Биографии звезд джаза . История джаза . Ноты джазовых стандартов . История музыкальных инструментов . джаз Миди . джаз MP3 . джаз Фотогалерея . Учебные пособия . Ссылки . джаз Форум . Контакт . Словарь джазовых терминов . главная
Блюз

Отдельные направления: Майлс Дэвис и другие

(Примечание: В джазе вообще существует также строго определенное понятие "квадрата" - это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы. Т.е. "квадрат" по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме).
Трехчастная структура блюза весьма специфична, т.к. стихотворная или песенная строфа такой формы не встречается в английской литературе вообще и может происходить в основном только от американских негров. Подобная формула более драматична - первые 2 строки создают определенную атмосферу и привлекают внимание слушателя просто за счет повторения, а третья как бы наносит завершающий удар, передает заключительную мысль, подводит итог всему сказанному. Блюзовая структура - это своего рода средство общения, предназначенное для более живого контакта с аудиторией. Как во всякой народной музыке, авторы многих старых блюзов тоже оказались анонимными, но позднее появились грамотные музыканты, которые стали собирать и записывать на ноты фольклорный блюзовый материал, превратившийся уже в классику народного творчества, а также создавать и свои собственные произведения. Самым известным таким человеком был талантливый негритянский композитор и музыкант Уильям Кристофер Хэнди. Как трубач еще в конце прошлого века он начал работать в "театрах менестрелей" и впоследствии попеременно руководил своим оркестром около 25 лет, но больше всего он прославился именно как документатор традиционного блюза и одновременно как оригинальный автор, получивший прозвище "Отец блюза". Уже в 1912 г. им был издан первый нотный сборник блюзов, в 1914 г. он сочинил свой самый знаменитый "Сен-Луи блюз", а в 1926 г. Хэнди выпустил в Нью-Йорке свой наиболее авторитетный труд - книгу "Антология блюзов".
Сейчас блюз зачастую используется в чисто инструментальной форме для построения импровизации джазовых музыкантов по 12-тактовой формуле (8-тактовой). Блюз до сих пор живет среди нас - как в популярной музыке, так и в джазе. Он во многом предопределил интонационное и ритмическое строение джаза и является одной из самых ярких и важных его жанров. Блюз послужил исходной основой большинства блестящих исполнений Луиса Армстронгa, a лучшие композиции Дюка Эллингтона обычно представляют собой трансформацию блюза.
После гражданской войны и отмены рабства в 70-е - 80-е годы негритянское население Северной Америки постепенно перемещается в города, где и возникает новый вариант блюза, называемый городским. Если архаичный блюз существовал как форма фольклора, то в городской среде он начинает постепенно профессионализироваться. Его исполнителями, в основном, остаются мужчины, и эта традиция сохраняется по сию пору, воплощаясь в огромном жанре блюзового исполнительства, вышедшего на мировую эстраду, звучит на блюзовых фестивалях, переходит в шоу-бизнес. С другой стороны, выход блюза на коммерческую эстраду в начале 20-х годов привел к появлению в этом жанре женщин, многие из которых достигли необыкновенных высот, затмив мужчин.. Обладательницы мощных, часто низких голосов, яркой выразительности, богатой пластики оставили огромный след в истории джаза и блюза. Среди них Гертруда "Ма" Рейни (Gertruda "Ma" Rainey), "Императрица" блюза Бесси Смит (Bessie Smith), Альберта Хантер (Alberta Hunter) и др. Дальнейшее развитие блюза протекало в рамках т.н. "современного" блюза, имеющего целый ряд видов, из которых стоит отдельно отметить ритм-энд-блюз. Это развлекательно - танцевальное направление, впитавшее в себя черты не только блюза, но и спиричуэл, приемы шаут. Оно пошло по пути упрощения и стандартизации музыкального языка, характерное для поп-музыки. Появился этот стиль еще в 30-е годы, достиг пика своего развития в 50 - 60-е годы и послужил отправной точкой для рождения рок-н-ролла, рок-музыки, музыки соул и многих других направлений современного музыкального мира. С ритм-энд-блюзом связаны такие имена, как Джо Тернер (Joe Turner), Рэй Чарльз (Ray Charles), Ти-Боун Уолкер (T-Bone Walker), Би Би Кинг (B.B.King) и др. Back


Биографии звезд джаза . История джаза . Ноты джазовых стандартов . История музыкальных инструментов . джаз Миди . джаз MP3 . джаз Фотогалерея . Учебные пособия . Ссылки . джаз Форум . Контакт . Словарь джазовых терминов . главная